МКОУ «Петропавловская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы: ___________________
Мешалкина Н.Г.
План работы с одаренными детьми
в 2012-2013 учебном году
I. Цель и задачи школы по работе с одаренными детьми:
1. Выявление одаренных детей.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
u знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
u обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
u накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
u знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
u проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на
качественный скачек в развитии их способностей.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
u отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления;
u инициативности и творчества;
u предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу
u создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
u внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной
цивилизации.
u расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
u создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.
3. Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Для реализации третьей цели необходимо решить следующие задачи:
- Создание системы урочной, внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм урочной и внеурочной деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
- Обеспечение доступности качественного образования.
- Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников.
- Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
- Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
II. Основные задачи методического обеспечения плана
-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;
-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
- расширить пространство повышения квалификации педагогов
школы, как условие методического поиска и творчества в работе с
одаренными учащимися
III. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
IV. Направления работы:
1. Диагностика склонностей учащихся и притязаний, обучающихся и их родителей. Создание банк данных.
- Пополнение банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций).
- Создание системы взаимодействия с внешкольными, культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
4. Забота о социальной защите и поддержке одаренных обучающихся
- Накопление методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, осуществления индивидуализации обучения в 8-9 классах.
- Повышение квалификации педагогов.
- Осуществление целенаправленной работы по преемственности обучения начального и основного звена. (совместные ШМО, проблемные группы, взаимопосещения)
- ВШК при посещении уроков и проверке школьной документации по изучению опыта работы с одаренными детьми.
- Презентация опыта на педагогических советах, ШМО.
- Организация учебной и внеучебной деятельности педагогами ставятся следующие задачи:
· Учет индивидуальных возможностей учащихся.
- Повышение степени самостоятельности учащихся.
- Расширение познавательных возможностей учащихся.
- Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
- Проведение предметных декад, при организации которых ставятся следующие задачи:
- Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
- Развитие творческих способностей учащихся ( через конкурсы рисунков, устного творчества, сочинений, исследовательской деятельности, составлении различных головоломок и проч., музыкальное оформление тематических общешкольных мероприятий).
12. Организация работы факультативов, секции
Формы работы с одаренными учащимися
u групповые и индивидуальные занятия с сильными учащимися;
u факультативы;
u кружки по интересам;
u интеллектуальный марафон;
u участие в олимпиадах;
u исследовательская работа учащихся.
План работы с одаренными детьми
в 2012-2013 учебном году
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Выход |
1. |
Составление плана работы с одаренными детьми по предметным ассоциациям |
Август
|
Зам. дир. по УВР,
Рук. МО |
План работы с одаренными детьми |
2. |
Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления |
Сентябрь |
Зам.директора по УВР.,
Кл. рук. 2-9 классов |
Список |
3. |
Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности. |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, Зам.директора по ВР |
Банк данных |
3. |
Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка Психологическое тестирование, выявление уровня развития познавательной, мотивационной сфер учащихся, степени одаренности учащихся. |
Сентябрь-
Май |
Кл. рук.
|
Анализ |
4. |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. |
В течение года |
Учителя-предметники |
|
5. |
Организация внутришкольного тура предметных олимпиад, формирование списков на участие в районных предметных олимпиадах. Проведение школьных предметных олимпиад
3- 4 классы, 5 - 9 классы |
Октябрь |
Зам. дир. по УВР,
Учителя – предметники, Кл. рук. 3 -9 классов |
Приказы, справки, отчеты, совещания при директоре, заседания МО |
6. |
Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных предметных олимпиад |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР, Руководители МО |
Бюллетень |
7. |
Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке |
В течении года |
Учителя –предметники, Рук. МО |
Посещение и анализ уроков |
8. |
Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках |
|
Администрация школы |
|
9. |
Организация участия школьников 2-4 классов в районных интеллектуальных конкурсах |
Ноябрь |
Зам. дир. по УВР, Учителя нач. классов |
|
10. |
Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе |
Постоянно |
Учителя –предметники, Кл. рук. |
Наблюдение, собеседование, анализ |
11. |
Участие в районных предметных олимпиадах учащихся 9 класса
|
Ноябрь
|
Учителя- предметники, Кл. рук. |
Заявки, списки, отчет,
совещание при директоре |
12. |
Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР,
Коныгина Е.В. – учитель русского языка |
Списки, заявки, справки, совещание при директоре |
13. |
Участие в
Международной игре – конкурсе по математике «Кенгуру» |
Март |
Зам. директора по УВР,
Учитель математики |
Приказ, списки, заявка, справка, совещание при директоре |
14. |
Участие во Всероссийском конкурсе «КИТ» |
Ноябрь |
Зам. дир. по УВР, Рябова Н.В. –учитель информатики |
Списки, заявка, справка, |
15. |
Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней |
В течение года |
Зам. дир. по УВР, Учителя-предметники |
Приказ |
16. |
Работа спортивных секций |
В течение года |
Зам. дир. по УВР, Учитель физкультуры |
Приказ |
17. |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
В течение года |
Рук. МО,
Учителя-предметники |
Создание банка заданий |
18. |
Работа факультативов, элективных курсов |
В течение года |
Зам. дир. по УВР, Учителя-предметники |
Приказ ЗД УВР, учителя-предметники |
19. |
Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме |
В течение года |
Рук. МО |
Создание фонда теоретических и методических материалов и рекомендаций |
20. |
Посещение уроков учителей- предметников с целью изучения методики работы по формированию у учащихся устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля |
|
|
|
21 |
Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам:
- круг интересов учащихся,
- трудностей в учебе,
- индивидуальных способностей. |
В течение года |
Кл. рук, |
|
22. |
Консультации с учителями – предметниками по вопросам:
-успеваемости,
- уровня трудности заданий,
- индивидуальных способностей школьников. |
В течение года |
Кл. рук,
Зам. директора по УВР |
Совещание при директоре по УВР |
23. |
Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. |
В течение года |
Зам. директора по УВР, Учителя - предметники, Кл. рук, рук. МО, |
Анализ |
24. |
Осуществление контроля за работой учителей с одаренными детьми |
В течение года |
Зам. диктора по УВР, ВР |
Анализ, МС |
25. |
Проведение предметных недель |
По планам МО |
Руководители МО,
Зам. дир. по УВР |
Приказ, планы, анализ, справки, совещание при директоре |
26. |
Пополнение «Портфолио достижений» учащихся школы |
В течение года |
Кл. рук.
|
Портфолио учащихся |
27 |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2012 -2013 уч. год. |
Май |
Зам. диктора по УВР |
|